Зелёная весна

Фенологический сезон зеленой весны начинается с зеленения деревьев и кустарников. Первыми эстафету принимает черёмуха, а за ней – берёза. В этом году весна началась преждевременно, поэтому и феносезон зелёной весны наступил необычно рано, примерно на 2 недели раньше срока – 10 апреля. Зеленеть черёмуха с берёзой начали тогда, когда в лесу растаяло не более половины площади снежного покрова. То есть зелёная весна «наступила на пятки» феносезону пёстрой весны. Но затем грянуло похолодание, весенние процессы затормозились. А сейчас, с потеплением, они начались с новой силой. Продолжается прилёт птиц. 11 апреля прилетел дрозд белобровик, 22 апреля – вертишейка. А 23 апреля возле Каповой пещеры, на старом феномаршруте, уже слышны голоса пеночки-теньковки, лесного конька, певчего дрозда. Над рекой Белой, с криками, похожими на заливистое ржание жеребёнка, кружит коршун. Под скалой на дереве сидит прилетевший недавно из тёплых краёв канюк. Услышав мои шаги вверх по склону, из-за скалы стремительно вылетает сапсан, и тут же скрывается обратно. Здесь, на обрывистом утёсе, его постоянное место гнездования. А прилетел он в марте, когда еще кругом лежал снег. Ниже, в лощине, круглый год живет рябчик. Где же он? Кто-то с шумом слетает с дерева на сухую лесную подстилку. Смотрю в бинокль. А, вот и ты, голубчик! Но он не один, рядом дама! Парочка тихонько убегает между деревьями, и я впервые в жизни вижу, как токует рябчик! Он раскрывает веером хвост, забавно распускает крылья и бежит за самкой. Токующий глухарь в миниатюре! Только не такой яркий, как самец глухаря. Слышен тонкий свист – это голос токующего рябчика. Я не стала мешать «сладкой парочке» и удалилась.

В сезон зелёной весны продолжается цветение травянистых растений. На горной степи цветут золотые лютик многокорневой и адонис весенний, сине-фиолетовые хохлатка плотная и прострел раскрытый, манящая пчёл своим медовым запахом белоснежная шиверекия подольская. Вот-вот здесь, среди кустарников и камней, зацветёт жёлтый тюльпан Биберштейна. От порывов ветра над можжевельником казацким поднимается облачко пыльцы. У него тоже цветение! А в лесу белоснежными пятнами сверкает ветреничка алтайская, синими и розовыми искрами в сухой траве – цветы  медуницы мягенькой. Раскрылись первые цветки и у жёлтой ветренички лютиковой. А на берегу Шульганки расцвёл целый золотой ковёр мать-и-мачехи. 

Лес звенит от пения птиц. Особенно стараются зяблики, зарянки и дрозды. На краю остепнённого склона, под высоким дубом видна взъерошенная сухая трава. Это кабаны искали прошлогодние жёлуди. Кто-то шуршит в траве на склоне горы Тирментау. Небольшой самец прыткой ящерицы очень любопытен. Он не торопится убегать, спокойно позируя мне. Очень наряден! Словно вышитая бисером серо-коричневая, с белым, спина, изумрудные бока головы, шея и брюхо.

Спускаюсь вниз. На берегу Белой цветут ивы. С водной глади слышен шум. Продолжается пролёт уток, и сейчас можно увидеть сразу несколько видов. Но близко они не подпускают. Приходится красться и стараться не шуршать сухой травой. И внимательно смотреть в бинокль. Что-то там белеет вдали. Наверное, большой крохаль. Так и есть! Самка и самец. Крохали не очень пугливы. От наблюдателя они не улетают, а тихо уплывают подальше. Не то, что кряквы, которые обычно взбалмошно крякают и мечутся туда-сюда, прежде чем улететь. А вот и они, кряквы – 2 самца и самка. Конечно, улетают, не дав себя рассмотреть как следует. А вот и ещё группа, тихо уплывающая в сторону. Широконоски – 2 самца и 2 самки. Голова самца, как и у кряквы, отливает зелёным металлическим блеском. Давно я их не встречала, несколько лет!

За поворотом реки кто-то громко пискнул, и вдалеке я увидела стаю птиц, тут же скрывающуюся за берегом. Голоса незнакомые. Очень пугливы, придется лезть на высокий берег и красться в лесу, между деревьев. Надо же определить, кто это был! Очень интересно! В предвкушении красочного зрелища (а все птицы, и утки особенно – очень красивы) крадусь по лесу. Услышав шаги, стая взлетает где-то далеко, и суматошно мечется, садясь ненадолго на воду. Успеваю их разглядеть, прежде чем утки, покружившись, опять улетают прочь. Свиязи! Красавцы, что и говорить! У самцов ярко коричневые шея и голова, украшенная идущей вдоль широкой кремовой полосой. 27 особей, самцы и самки. Очень голосисты, в полёте громко пищат. Как же давно я вас не видела! Дай бог памяти, 14 лет назад. В последние годы эти утки, как и некоторые другие, опять стали встречаться на пролёте в пойме Белой и Нугуша. Наверное, в местах гнездования и зимовки организовали охрану их мест обитания. Чуть ниже по реке слышен характерный сухой треск. При приближении от берега медленно отплывает стайка небольших птиц. 2 пары чирков-свистунков и 8 чирков-трескунков, среди которых и самцы, и самки. Самцы трескунков издают тихий треск, а свистунки плавают молча. Самцы чирков тоже очень красивы – щеголяют широкой полосой через глаз: ярко-белой у трескунка и металлически блестящей зелёной – у свистунка.  Итого, сегодня я увидела 6 видов гусеобразных. Из них обычен на гнездовании большой крохаль, немногочисленны на гнездовании кряква и чирки. Широконоска и свиязь не гнездятся, а только пролетают через территорию заповедника.

На берегу Белой чуть ниже устья Шульганки несколько крупных деревьев. Это ива белая и чёрный тополь. И все они, кроме ивы, «укушены»  бобрами. Пожалуй, вдоль Белой скоро не останется ни одного большого дерева! У основания мощных стволов видны свежие погрызы. У одного тополя раны уже давно затянулись, видимо пару лет назад бобры раздумали его валить. Интересно, для чего звери валят такие большие деревья? Ведь плотину здесь, на большой реке, не построишь. Здесь бобры, как и на реке Нугуш, живут в норах по берегу. Вероятно, им не хватает веточного корма. Кустарника здесь по берегу мало.

Зелёная весна (если всё пойдет по плану), будет радовать нас свежей зеленью, яркими цветами, бабочками и всё новыми прилетающими видами птиц, еще целый месяц. Пожалуй, это самое прекрасное время в году. Наслаждайтесь!

 

Фото автора

 

 

Автор статьи

Бакалова Марина Викторовна

Ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук.
Специальность –
биология, физиология человека и животных.
Окончила Башкирский государственный университет в 1986г.
В заповеднике «Шульган-Таш» работает с 1997 г.

Другие новости