Предисловие. Звуки курая я обожаю. В далёком советском, городском детстве радиоприёмники были в каждом доме, и передачи местной радиостанции постоянно звучали в нашей квартире. Мелодии курая я слышала с детства, и поэтому они мне до сих пор близкие и родные. То резкие и скрежещущие, то удивительно чистые и гармоничные, его звуки навевали мысли о прекрасных уральских просторах. Для детского уха в них слышалась свобода и красота. Если на меня, русского человека, так действовала эта музыка, то что же говорить о людях, впитавших мелодии курая с молоком матери?
Несколько лет назад мы отправились в Бельское лесничество заповедника, на осеннюю ревизию пчёл. Стояла прекрасная пора золотой осени, когда нагорные широколиственные леса расцвечены целой радугой оттенков, от бледно-золотого до красно-коричневого. Возле одной из бортей, отобрав душистый мёд в батман и спустив его вниз с головокружительной высоты, госинспектор – бортевик Сабит присел отдохнуть. Его брат и помощник Азамат отошёл на несколько шагов, наклонился к сухому стеблю высокого травянистого растения и ловко срезал его ножом. «Это курай» - сказал он. Мы с любопытством смотрели на его быстрые уверенные движения. Чуть выровнял с двух концов получившуюся длинную полую трубку, быстро сделал несколько отверстий, поднёс к губам – и… полились чудесные звуки! Сначала Азамат сыграл задушевную медленную мелодию, затем плясовую, а потом важно поклонился, как заправский музыкант. Мы восторженно зааплодировали. Волшебные звуки курая, да еще в прекрасном золотом лесу! Эти минуты были поистине сказочными. Под впечатлением от чудесного исполнения я выпросила курай у Азамата и долго хранила дома. Увы, без долгой и упорной тренировки сыграть на нем хоть пару нот просто невозможно, для этого нужны годы занятий. Научиться играть на фортепиано или гитаре, на мой взгляд, куда проще. И это древнее ремесло – игру на курае – способны освоить только представители сильной половины человечества. Стебель растения срезают еще не высохшим и долго сушат, а затем только изготавливают инструмент. Тем более удивительно, что Азамат сумел сразу исполнить на нём несколько мелодий. Он сказал, что игре на курае учился в училище.
Но что же это за растение – курай, играющее такую важную роль в культуре и самосознании башкирского народа? Не зря цветок курая красуется на гербе республики, символизируя семь башкирских родов, а одноимённый музыкальный инструмент (относящийся к типу продольных открытых флейт) присутствует в песнях, поговорках, легендах и эпосах. И хотя этимология слова так до конца и не выяснена, во многих тюркских и родственных языках есть сходного звучания слова с одним смыслом – «сухой» или «сухой стебель». У растения, из которого изготавливают волшебный курай, скучное научное название – реброплодник уральский. Он относится к семейству зонтичных растений, и является родственником дягилю – любимому кормовому растению медведя, а также известному всем борщевику. Произрастает в лиственных лесах, а плоды его и вправду резко-ребристые, угловатой формы. Он имеет обширный ареал, который охватывает европейскую часть России, Сибирь и Монголию. Реброплодник обладает полым стеблем, как и многие растения из семейства зонтичных, но лучше других подходит для изготовления курая, что издавна было подмечено бортевиками да охотниками, бродящими по дремучим когда-то южноуральским лесам. Полагают, что искусство изготовления этого музыкального инструмента пришло в эти края с кочевниками, откуда-то из Сибири или Монголии. Вероятно, племена – прародители башкир, уже появились здесь с навыком изготовления курая. И в качестве сырья в лесных краях лучше всего подошёл реброплодник. Как полагают учёные, башкирскому кураю не менее тысячи лет. Здесь, на юге Башкирии и соседних с ними районах Челябинской области, входящих в единую область проживания башкирского этноса, оформилась культура музицирования на этом инструменте. В последствии к звукам курая присоединился человеческий голос. Звук его прекрасно подходит для сопровождения как мужского, так и женского сольного пения. Виртуозы научились на курае подражать и звукам природы – голосам птиц, шуму ветра. Сейчас профессиональные исполнители пользуются народным инструментом, сделанным из других, современных материалов – металла, пластмассы. Они предоставляют виртуозам новые возможности для извлечения самых разных звуков. Но в своем исконном, природном виде, сухой полый стебель курая – реброплодника, звучит не менее прекрасно, в чем мы смогли убедиться лично.
Послесловие. В последние 3 года, вместе с обильными весеннее-летними осадками, реброплодник уральский, обычно немногочисленный, стал часто встречаться в наших лесах. Глядя на его мощные стебли, я задавалась вопросом: сколько же кураистов воспользовались этим подарком природы и сделали себе настоящий курай? Увы, всё больше сельской молодежи оставляет родной дом и уезжает в города. Вековые традиции постепенно утрачиваются. Для игры на курае нужны уральские просторы, леса, луга и реки. Не зря мы по телевизору видим кураиста чаще всего в окружении уральской природы, где его напев воспринимается наиболее органично. Как может человек, придя в тесную городскую квартиру, взять курай и заиграть? Вряд ли ему это захочется сделать. Поэтому традиции нужно беречь, учить молодежь изготовлению этого народного инструмента и игре на нём, причем со школьной скамьи, пока дети не уехали в города и не забыли свои традиции.
Фото автора
Фото кураиста – Ольга Симонова