О каких сокровищах идёт речь, спросите вы? Для биолога-натуралиста сокровища Белой – это речные ландшафты и их обитатели - растения и животные. В тихий солнечный июньский день мы отправляемся вниз по реке от кордона Капова до деревни Кутаново по водному маршруту протяжённостью около 15 километров. Нынешней зимой этот путь мы преодолели на лыжах, по замёрзшей Белой, сейчас – на резиновой лодке. Зимой изучали следы зверей, наблюдали птиц, летом нашей целью являются наблюдения птиц, животных и поиск прекрасных растений – орхидей венерина башмачка крапчатого и венерина башмачка крупноцветкового. Середина июня – время цветения этих редких растений, занесённых в Красную книгу России и Башкортостана. По имеющимся устным сообщениям и сведениям из электронной базы данных заповедника, эти виды когда-то были найдены в пойме Белой, на территории Национального парка Башкирия. Моя давняя мечта – сфотографировать в естественных условиях обитания эти орхидеи, обычно обитающие севернее, на территории заповедника, по реке Нугуш и её притоку – реке Куже. Но и там их поиск по указанным когда-то прежними исследователями точкам наблюдения только частично увенчался успехом: на реке Куже в одном из урочищ были найдены уже отцветшие экземпляры венерина башмачка крапчатого, с зелёными коробочками плодов.
Сразу скажу, что эти виды в указанных точках найти не удалось, зато мы обнаружили несколько мест обитания другой не менее прекрасной орхидеи – венерина башмачка настоящего. И это очень порадовало: всё-таки этот капризный вид, редкость и реликт местной флоры, еще способен существовать в условиях изменяющегося климата, с его резкими перепадами температур и засухами. И всё благодаря мозаичности рельефа и наличия охлаждающего и защитного действия бельских скал. А возле деревни Иргизлы в этом году была найдена куртинка цветущего венерина башмачка настоящего и вовсе довольно далеко от маленькой речки, посередине склона, где почти нет скал, под клёном в смешанном лесу. Значит, эта орхидея довольно пластична. Конечно, отдельные субпопуляции единичны, очень разроненны и разбросаны по большой территории, но они существуют и находят новые места для своего обитания.
Ну, а река Белая преподнесла ещё один сюрприз. Недалеко от Антоновой пещеры, на берегу, мы нашли популяцию пальчатокоренника Фукса – орхидеи, которую я раньше встречала только на реке Нугуш. Там, по берегам, этот вид встречается довольно часто. Изучив электронную базу данных заповедника, выяснила, что пальчатокоренник Фукса был отмечен один раз, в далёком 1993 году, на берегу Белой в районе Каповой пещеры. Так что орхидеи – это гномы и тролли наших лесов, которые могут уйти в подполье (вести подземное существование) много лет, а потом, при благоприятных условиях, «выстрелить» на земной поверхности своими чудесными цветками. И спасает их от усердных «любителей прекрасного», нещадно выдирающих на букеты красивые растения, незаметность, труднодоступность, и рассеянность распространения. Возможно, к редкости венериных башмачков привел и сбор букетов. А ведь чтобы зацвести, этому растению нужно 10-12 лет! В этом году, наблюдая цветение башмачков, я не заметила на них никаких опылителей, что было удивительно. Не было обычных мелких мух и ни одного из видов одиночных пчёл-опылителей. И это настораживает. Численность пчёл сокращается во всём мире. Опылители орхидей всё ещё плохо изучены. Чтобы распространяться на большие расстояния, башмачкам необходимо перекрёстное опыление. Должны созреть крошечные семена, которые разлетаются с ветром. Не будет опылителей – не будет орхидей.
Ну, а что с другими сокровищами реки Белой - животными? По всем берегам реки бобрами натоптаны тропы, спускающиеся к воде. Много погрызов на деревьях, веток и бобровых нор. Учитывая неширокую прибрежную часть Белой, занятую урёмным лесом, где и обитают бобры, этот не в меру расплодившийся зверь значительно влияет на прибрежные биоценозы. Однако широкое русло и небольшое количество больших деревьев, хищники, а также постоянное присутствие людей в летний период, помешает бобру в дальнейшем наращивать численность. По берегам Белой он живёт в норах и не может строить плотины. С удивлением мы увидели на речном песке в урочище Байсалян и следы косули. Вероятно, она спускалась по крутому берегу к воде на водопой. Как в такой узкой, насквозь просматриваемой пойме, живет этот довольно крупный зверь? Или живет на хребте и каждый раз спускается на водопой с высоченных скал? Загадка.
Урёмный лес и скальный склоны – весьма однородный биоценоз, и разнообразие орнитофауны здесь невысокое. Были отмечены обычные виды воробьиных птиц. Интересной оказалась встреча поющей садовой овсянки, довольно редко встречающейся в горно-лесной зоне. В последние годы этот вид отмечается всё чаще, вероятно, расширяя свой ареал в северном направлении. Отмечено полное отсутствие ласточек-береговушек в многолетнем месте их обитания – урочище Канырка. Возможно, помешало постоянное и растущее массовое присутствие людей поблизости в гнездовой период – недалеко расположена туристическая стоянка Национального парка. Насторожила низкая численность на реке Белой хищных птиц. Был отмечен только один коршун и один канюк, и одна совка сплюшка. Сейчас гнездовой период, но мы не увидели на привычных местах ни одного сапсана, а ведь на этом участке реки их гнездится не менее трёх пар. Эти птицы очень консервативны, и всегда гнездятся на одних и тех же скалах.
Фоновый вид куликов на Белой – перевозчик. Было отмечено 12-15 пар перевозчика, а также два одиночных кулика-черныша и три малых зуйка (пара плюс одиночная особь). Фоновый вид водоплавающих птиц на Белой – большой крохаль. Были отмечены самки и нелетающие птенцы - 5 самок соответственно с птенцами в стайках по 8, 3, 15 и 32 особи (у одной самки птенцов посчитать не удалось). Самки без птенцов встретились стайками по 3 и 4 особи, и одна одиночная самка. Учитывая, что последняя самка была с большой стаей птенцов (32 особи), а рядом недалеко держались 3 самки без потомства, не исключено, что она просто отбила часть птенцов у них, и присоединила к своим. Такое у больших крохалей не редкость, наблюдатели отмечали самку и с 40 птенцами! Подарком нам была и встреча со стаей свиязей – красивых уток, группу которых из 16 особей мы встретили ниже урочища Канырка. Весной стаю свиязей я встретила в районе Каповой пещеры. Возможно, это та самая, но поредевшая группа. В этой июньской стае было 7 самцов и 9 самок. Удивительно свойство оперения самцов: их светлые бока так ярко отражают солнечный свет, что слепят глаза в бинокль. По какой-то причине эти птицы или задержались на пролёте, или залетели уже летом в наши края, условия в которых неблагоприятны для гнездования. Ведь уткам нужны обширные стоячие воды (озёра), богатые водной растительностью. Свиязи способны широко кочевать в летний период в пределах ареала, как стало известно мне из литературных источников. Судя по окраске, это молодые особи.
Маленькое путешествие порадовало нас открытиями и интересными встречами и наблюдениями за сокровищами нашей реки Белой. Пока по берегам тихо и чисто, не видно туристов. Будем надеяться, что приезжающие этим летом отдыхать люди будут бережно относиться к нашему общему достоянию – флоре и фауне этих живописных мест. Убедительно просим не вытаптывать берег, не рвать по берегам растения без особой нужды, не ловить насекомых и птиц, а также редкие виды рыб, занесённые в Красную книгу – форель, таймень и хариус. Берега реки Белой в горно-лесной зоне – места высокого биоразнообразия, и наша общая задача – сохранить их для себя, детей и внуков. Оставить впечатление о прекрасных местах можно и в фотографиях. Убирая за собой отходы на стоянках, вы можете возвращаться на полюбившееся место еще долгие годы, не опасаясь увидеть мусорную свалку. Уважайте себя и природу, дорогие соотечественники!