Письмо-информация о трагическом случае, произошедшем в привходовом сифоне Каповой пещеры (Шульган-Таш)

Уважаемые господа!

 

16 марта 2019 года в пещере Шульган-Таш произошел несчастный случай, приведший к гибели молодого дайвера (спелеоподводника) Максима Пороло. Считаю необходимым довести до Вашего сведения мое мнение об этом чрезвычайном трагическом происшествии.

Я в течение двадцати лет являюсь руководителем Программы по естественно-научному исследованию пещеры Шульган-Таш и хорошо знаком со спелео-подводниками, которые на общественных началах участвовали в этих работах. Чаще всего, это были тренировочные погружения спасателей МЧС Уфы, направленные на подготовку квалифицированных водолазов. За это время в сифон Голубого озера погружались сотни подводников десятков экспедиций из Уфы, Москвы, Екатеринбурга, из Англии и т.д. Они работали для приобретения опыта и помощи карстоведам, ученым, выполнявшим исследование пещеры, направленное на спасение бесценной уникальной палеолитическаой живописи.

В настоящее время идет процесс подготовки материалов для номинации Каповой пещеры и ее живописи в качестве объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Исследование подводных полостей пещеры Шульган-Таш очень важно для разработок мероприятий по сохранению живописи и составлению материалов для номинации ЮНЕСКО. В некоторых случаях в этих работах принимают участие волонтеры, общественники, проходящую подготовку в клубных группах. Подобная практика широко распространена в РФ и за рубежом и является совершенно законной. В то же время, надо иметь ввиду, что подобные работы сопряжены с большой психологической нагрузкой и риском. К сожалению, эти клубные команды не получают желательной поддержки от государства, что улучшило бы условия их работы. Участники погружений сознательно идут на риск. Без этого невозможны исследование подводных карстовых полостей, подготовка водолазов-аквалангистов для МЧС и других подводных работ. Опыт показывает, что этот вид деятельности является наиболее опасным. Я могу засвидетельствовать, что несколько моих друзей и знакомых дайверов погибли при различных обстоятельствах. На Пинеге погиб В.Э. Киселев – выдающийся спелеолог- исследователь, опытнейший подводник, открывший в Каповой пещере более 500 м подводных полостей. При простейшем тренировочном погружении в Москве-реке несколько лет назад погибла молодая подводница из группы Евгения Снеткова, которая многократно работала в Каповой пещере. В недавнем прошлом при исследовании сифона на входе в пещеру Мчишта в Абхазии в каждой экспедиции гибли дайверы. В Каповой пещере это уже второе ЧП с трагическими последствиями. Первым в 1961 г. в сифоне за залом Бездны погиб руководитель клуба Уфимских спелеологов – Валерий Нассонов. Все случаи гибели дайверов произошли из-за разных причин, но общее в них – высокая опасность погружений под землей в глубокие и протяженные карстовые полости, из которых невозможно всплыть при отказе аппарата или ухудшении состояния здоровья человека. Подводники это понимают и сознательно идут на риск.

Все эти погружения, исследовательские и тренировочные работы никогда не носили коммерческого характера, дайверам никто не платил за работу и риск, и они никогда не платили за возможность погружения. Подобных вопросов никогда не возникало.

Данное ЧП является несчастным случаем, связанным с высокой степенью опасности и с физиологическим фактором. С Максимом Пороло что-то случилось, видимо приступ рвоты, в связи с чем он захлебнулся. В этой трагедии никого винить нельзя. Руководитель экспедиции – Александр Хижняк – строго выполнял свои обязанности и сделал все для реанимации пострадавшего. Напарник погибшего искал товарища, и в трудных условиях вытащил его на поверхность. Директор заповедника «Шульган-Таш» предоставил возможность тренировочного, исследовательского погружения группе спелеоподводников, в соответствии с давно установившейся обычной практикой, и не имел с ними никаких коммерческих отношений. Голубое озеро пещеры Шульган-Таш многие годы является естественным полигоном погружений подводников МЧС и исследовательских групп. Эта практика должна быть продолжена. Жизнь и исследования, работу водолазов остановить нельзя. Случившееся – не вина участников событий, а их большое горе… Будем надеяться, что будущие исследования будут успешными.

 

 

                               Ляхницкий Юрий Сергеевич

 

28.03. 2019 г.

 

Для справок:

Юрий Сергеевич Ляхницкий – ведущий н.с. Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А.П. Карпинского (ФГБУ «ВСЕГЕИ»), кандидат геолого-минералогических наук, председатель комиссии Карстоведения и спелеологии Русского Географического Общества (РГО), член Европейского союза охраны геологических памятников «Pro GEO».

Ю.С. Ляхницкий с 1988 года занимается регулярными естественнонаучными исследованиями Каповой пещеры, возглавляя группу «Карст» Всесоюзного географического общества (позднее – РГО) и взяв на себя координацию данных исследований. Автор многих публикаций и книг о природном и культурном наследии Каповой пещеры. Один из инициаторов создания ограниченного экскурсионного маршрута в привходовой части пещеры и музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш».

Другие новости