С 15 по 17 марта планировалась работа в привходовом сифоне пещеры Шульган-Таш (Капова) спелеодайверов из Уфы, Москвы и Екатеринбурга. В 2018 году при погружении эта группа обнаружила лавинную лопату, возможность попадания туда которой было трудно объяснить. В ходе весенней экспедиции спелеодайверы намеревались найти возможный боковой приток, по возможности провести видеосъемку и определить план дальнейших исследований.
16 марта в 12:00 группа начала исследовательские погружения – первыми нырнули более опытные дайверы – К. и Р. Они должны были определить наиболее интересные места для дальнейшего прохождения на глубине 45-55 метров, провели видеосъемку. К. и Р. во время своего погружения на глубине 6 метров в качестве резерва оставили стейдж с кислородом. Менее опытным дайверам разрешалось ознакомительное погружение в соответсвии с их квалификацией – до 30 метров глубины с донным временем порядка 5 минут. Вторая группа из-за плохой видимости далее 27 метров не ушла – вынырнула обратно.
К вечеру готовились ко второму погружению М. и С. (С.– капитан команды), которые должны были нырнуть до глубины 30 м на 20-25 минут. Это составляет 80-90 м от входа (сифон наклонный). Дайверы вошли в воду в 18:00, в 18:07 начали погружение. В пещеру С. заходил первый, за ним плыл М., помогая напранику светить. После перегиба С. начал погружаться, но в этот момент понял, что за ним нет М. С. развернулся и начал его искать, но ни напарника, ни его светящего фонаря не обнаружил. С. всплыл в 18:20 – не обнаружив напарника, нырнул обратно. Видимость упала до нуля, поэтому капитану пришлось искать напарника уже на ощупь, в сторону бездны. В районе, где был оставлен стейдж, он обнаружил напарника и транспортировал товарища наверх. Всего с момента всплывания С. в поисках напарника ушло 9 минут.
Один из участников команды – действующий спасатель МЧС, они с остальными участниками в течение часа безуспешно пытались реанимировать товарища.
В интернет-ресурсах стало много обсуждений этой трагической темы. Некоторые связывают это с мистикой, другие ищут в этом вину администрации природного заповедника «Шульган-Таш». Есть те, которые считают, что в этом есть вина воды – якобы, недаром возле пещеры в этом году погибло животных. О гибели животных в ближайшие дни появятся комментарии от научных сотрудников. Со своей стороны, администрация заповедника ежегодно разрешает спелеодайверам исследовательские работы (на что они и получили заранее пропуск) и требует отчеты. За безопасность команды администрация заповедника ответственности нести не может – всякий раз определяется такое лицо в составе экспедиции.
Это второй случай гибели человека в зоне пещеры Шульган-Таш. Первым был тоже спелеодайвер – воспитанник Уфимского спелеоклуба В. Насонов – трагический случай произошел в 1964 году. Причина его неосознанной гибели – обрыв страховочной веревки и несоблюдение техники безопасности.
Работа спелеодайвера является одним из наиболее экстремальных видов занятий. Ошибки не прощаются и риск повышается с увеличением глубины. Спелеодайвер идет во мрак, практически в неизвестность, поднимается муть и видимость ухудшается, может подвести оборудование. С другой стороны, только они видят и открывают то, что не сможем увидеть мы с вами. Они знают вкус исследований и открытий. С 1992 года из трех десятков знакомых по пещере таких специалистов в траурных рамках четверо – это очень опасное хобби.
Приносим искренние соболезнования родным, близким и команде погибшего.
Фото О. Менькова