У археологов МГУ новые открытия в Шульган-Таше

У археологов МГУ новые открытия в Шульган-Таше
         В рамках работ Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ под руководством д.и.н. В.С. Житенëва специализирующиеся на кафедре археологии студенты исторического факультета МГУ в июле 2024 года провели исследования в пещере Шульган-Таш (Каповой).
В зале Хаоса - последнем зале среднего этажа Каповой пещеры - практически под уникальным изображением фигуры зооантропоморфа, были выявлены следы минимум двух этапов осуществления художественных практик верхнепалеолитического времени. На двух разных стратиграфических уровнях обнаружены кусочки охры, мазки от достаточно жидкой краски, а также фрагменты костей небольших животных, среди которых выделяется клык песца. На сравнительно активную и разнообразную деятельность, происходившую в палеолите на изученной площади, указывают и органические остатки: как скопления древесных углей, так и следы древесного тлена, а особенно - остатки хорошо сохранившихся фрагментов дерева. Подобные находки прежде очень редко встречались в культурных слоях пещеры, тогда как остатки кусков дерева - редчайшая находка для палеолитической археологии в принципе. Свидетельства же неоднократного посещения того или иного зала подземного святилища, со всей очевидностью доказывающие его продолжительное использование, и вовсе редко удавалось зафиксировать в Шульган-Таше - и только в первых залах среднего этажа - в Купольном и Знаках. Археологические материалы этого года в ещё более значительном объеме раскрывают особое значение зала Хаоса и панно с зооантропоморфом для символической деятельности палеолитического человека в Каповой пещере. Важно, что открытия прошедшего полевого сезона тесно сопрягаются с результатами работ предыдущих лет, в частности, с выявлением так называемой "тропы художника", которая как раз и ведёт практически от панно "Лошади и знаки" к участку, исследованному в этом году. 
     В зале Рисунков был обнаружен символический объект, представляющий собой скопление мелких кусочков охры, кальцитовых трубочек и фрагментов кальцитовых натёчных образований, сколотых со стен пещеры палеолитическим человеком и сложенных вместе около Западного панно. Несколько длинных трубочек были преднамеренно и очень аккуратно фрагментированы на три-четыре части, что указывает на большой опыт подобной ритуальной деятельности. Среди собранных на небольшой площади символического объекта предметов выделяется крупный скол натечного образования, в естественном углублении которого была уложена окрашенная охрой кальцитовая трубочка. Уникальной находкой в этом символическом комплексе стал так называемый «контейнер с охрой» - крупный камень, вогнутая сторона которого плотно набита смесью густого пастообразного красочного пигмента - тщательно перемешанными охрой и пещерным суглинком. Подобные единичные предметы известны из нескольких пещер с настенными изображениями палеолитического возраста из Франции и Испании, но в Каповой пещере встречены впервые. Важно отметить тот факт, что пигмент из "контейнера" не предназначался для нанесения рисунков на стену. Использование столь густой краски, по всей видимости, было связано с символическим поведением около уже созданного панно. Пастообразная смесь, скопления которой известны в некоторых залах спелеосистемы в виде спрятанных или тщательно скрытых среди крупных глыб "кладиков", теперь со всей очевидностью предстаёт перед нами в новом свете - как явный элемент деятельного символического поведения. Скорее всего, он связан с окрашиванием тела или одежды людей, проводивших обрядовые действия в подземном палеолитическом святилище.
      Подобные единичные предметы известны из нескольких пещер с настенными изображениями палеолитического возраста из Франко-Кантабрийского региона развития палеолитического искусства, но в Каповой пещере встречены впервые. Всего подобного рода "контейнеров с охрой" известно лишь несколько десятков - чуть более 40, но практически только из французских пещер с настенными изображениями. На аналогичных памятниках Испании они встречаются очень редко. Целостность контейнера также находит аналогии во франко-кантабрийских материалах, где 2/3 подобных предметов обнаружены целыми, тогда как многие изделия других типов, найденные в пещерах, имеют следы преднамеренных сломов. Тот факт, что контейнеры с пигментами всегда находят в глубине пещер с настенными изображениями, тогда как, например, жировые лампы часто обнаруживают на освещённых участков около входа, свидетельствует об использовании в символической деятельности контейнеров и их содержимого, в противовес светильникам, в большинстве своём выполнявшим утилитарную функцию по освещению внутри подземной полости и на пути из пещеры.
   Отдельным направлением работы Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ в прошедшем сезоне стало исследование стратиграфического и археологического положения и характеристики пачки рыхлых отложений голоценового времени в зале Знаков Каповой пещеры.

Владислав Сергеевич Житенёв,
д.и.н., доцент кафедры археологии
исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
 

Другие новости