Под влиянием деятельности человека разумного некоторые виды животных и растений становятся редкими и исчезающими. В цивилизованных государствах они включаются в Красные книги. Причиной исчезновения может быть и изменение климата. Обеднение всего живого нарастает, что опасно для человечества. К примеру, по мнению Эйнштейна, если вымрут медоносные пчелы, выполняющие грандиозную роль в опылении растений, вскоре исчезнут и люди.
Биосферному заповеднику «Шульган-Таш» – 65 лет, наши специалисты участвовали в подготовке всех четырех региональных изданий Красной книги, но только текущая работа по тому «Животные» отличается тревожной полемикой. Спорим о необходимости оставления в перечне марала, бурзянской бортевой пчелы, залетных птиц и перелетных летучих мышей, иным изменениям. Рабочие группы постепенно приходят к согласию, но список придется расширять.
Региональные Красные книги очень важны в деле экологического просвещения и воспитания, они являются повседневными пособиями учителей, воспитателей, общественников, всех любознательных и неравнодушных граждан. Красные книги позволяют формировать общественные механизмы охраны многих редких видов животных и растений, поддержка местных популяций и сохранение мест обитаний которых силами только государственных структур просто невозможны.
Главная причина попыток сокращения списка редких и исчезающих животных формально-бюрократическая - недостаток средств, выделенных на подготовку и издание очередной Красной книги в расчете, что список не увеличится. Но этот дефицит на порядки меньше объема ресурсов, направляемых в Башкортостане на создание полувольной группировки белорусских зубров или сохранение башкирских пчел и колодного пчеловодства.
Более 80 лет назад на территории Башкирского заповедника был реакклиматизирован марал, исключения которого из перечня региональных краснокнижников даже охотничье лобби пока не добивается. Этот грациозный олень очень уязвим зимой, что показал текущий сезон, в отличие от серии благоприятных предыдущих. Нельзя исключать вероятность усиления браконьерства нищающим населением. Будет грустно, если марал станет охотничье-промысловым животным, шансы на повторное исчезновение его с карты Южного Урала вырастут. Мы еще очень мало сделали для исключения из списка исчезающих аборигенных бортевых пчел, они все больше метизируются, а места их обитания деградируют. Редеют популяции многих птиц и летучих мышей. Есть и другие примеры скоропалительных предложений.
С учетом изложенного от имени участников научно-практической конференции убедительно прошу руководство Минэкологии и Правительство Республики Башкортостан изыскать средства, достаточные для качественной подготовки электронного и печатного изданий очередного тома нашей Красной книги. Хотелось бы обратить особое внимание на необходимость обеспечения более высокого разрешения рисунков, фотографий и карт в электронном издании, доступном массовому пользователю. От того, что сотни прекрасно изданных дорогих подарочных фолиантов пылятся в высоких кабинетах, редким видам в большинстве случаев легче не становится. Впервые предков зубров и еще нескольких видов животных внесли в «первую наскальную Красную книгу» художники палеолита, изобразив полтора десятка тысяч лет назад красной охрой на стенах Каповой пещеры. Мы же не желаем нашим ныне живущим диким животным повторения судьбы этих исчезнувших зверей? По мере роста населения и развития биологических наук красные списки объективно не могут не расширяться. К этому нужно быть готовыми.