В первой декаде декабря состоялись вторые в этом году зимние маршрутные учёты охотпромысловых животных (ЗМУ). Первые учёты были проведены в феврале. Максимальная высота снежного покрова составила 45 см, но в среднем она не превышала 30 см. По мелкому снегу животные перемещаются особенно активно. При высоте снежного покрова 30 см у лосей начинается зимняя миграция. В этом году учёты совпали с массовой миграцией лосей через территорию заповедника. По сравнению с прошлым годом, показатель учёта (ПУ)(число следов на 10 км маршрута) был в 1,5 раза выше. Животные передвигались небольшими группами, чаще по 2-3 особи. Но отмечались стада по 5, 7 и 9 лосей. По территории заповедника в начале зимы активно перемещаются и кабаны, совершающие недалёкие кочёвки в поисках корма. В этом году был неплохой урожай желудей, и звери кормились в дубняках на территории заповедника. Некоторые кабаны, как и лоси, останутся в заповеднике до весны. Размер групп у кабанов составил 4-8 особей, но отмечены следы и одиночных животных. ПУ у кабана, по сравнению с прошлым годом, оказался в 1,8 раз выше. Один кабан был отмечен учётчиками визуально. По невысокому снегу способны мигрировать на значительные расстояния и другие копытные животные. На маршрутах отмечен след одиночной косули, а в южной части заповедника – след одиночного марала и группы маралов из 4-5 особей.
Вслед за лосями и кабанами пришли волки. Были отмечены следы стай из 5 и 4 особей и следы одиночных зверей. В кв.21 заповедника 3 волка добыли и съели лося. Снизилась численность аборигенной популяции лисицы: показатель учёта, по сравнению с прошлым годом, снизился в 3 раза. Вероятно, на её численность повлияла депрессия численности грызунов и зайца-беляка, показатель учёта которого также снизился в 3 раза. Возможно, значительная часть популяции лисицы из-за недостатка корма переместилась к населённым пунктам и дорогам, где их часто наблюдают визуально. Аборигенная популяция лисицы вынуждена конкурировать за пищевые ресурсы как с местными видами хищников, так и с пришлыми особями своего вида: в горно-лесную зону уже несколько лет откочёвывают особи лесостепной популяции лисицы, которые предпочитают держаться вдоль дорог. Впервые за несколько лет на учётах на территории заповедника были зарегистрированы следы одиночной рыси. Численность ласки не изменилась, а куницы незначительно возросла. Снизилась численность белки: на учётах не было отмечено ни одного следа.
На учётах было визуально отмечено много тетеревиных птиц. Всего на маршрутах зарегистрировано пребывание 46 рябчиков, 11 глухарей и 2 тетеревов. Максимальный размер встреченных стай у рябчиков и глухарей составил 5 особей, но большинство групп были по 2-3 птицы у рябчиков, и одиночные особи у глухарей.
Самым необычным явлением, отмеченным на нынешних учётах, были следы медведей. Обычно в это время эти звери уже находятся в берлогах. Следы не менее 4-5 особей были зарегистрированы в центральной части заповедника, из них два медведя были крупными. Один из зверей был отмечен визуально. Причин подобного поведения может быть несколько – от пресса охоты на сопредельной территории, когда зверей беспокоят в берлогах, до наличия болезней (трихинеллёза). Возможно, это особи, откочевавшие из лесостепи из-за недостатка корма. Если звери не накопили подкожный жир, они не могут лечь в берлогу. Невысокий снежный покров на территории заповедника в настоящее время позволяет хищникам не только охотиться, но и добывать подножный корм. В центральной части заповедника зарегистрировано много следов потенциальных пищевых объектов медведя – копытных животных (лося, косули, марала, кабана). Кроме того, здесь есть дубовые леса, где можно покормиться желудями. Будем надеяться, что эти звери в скором времени залягут в берлоги, а не превратятся в опасных для человека шатунов.