Тёплый осенний день в конце сентября. Во дворе нашего дома, на клумбе, в чашечке цветка астры сидит большое, блестящее чёрное насекомое. Пара синих крыльев, сложенных на спине, сверкает на солнце, как драгоценный камень. Смешно растопырив средние ножки, чтобы удержаться на качающемся от ветра цветке, насекомое уткнулось в лепестки и не подаёт признаков жизни.
Это пчела-плотник из отряда перепончатокрылых, семейства пчелиных и рода ксилокоп. В дословном переводе с башкирского языка её название – синий шмель. Конечно, плотник – родственник шмелям. Ведь они состоят в одном семействе. У них много общего в образе жизни. Да и похожи ксилокопы больше на шмелей, чем на пчёл. Но, в отличие от шмелей, плотники – это одиночные пчёлы, они не живут семьями. Представители рода ксилокоп – в основном тропические насекомые, их более 500 видов. Просто удивительно, как их родственники выживают в наших холодных средних широтах. В России 3 вида ксилокоп, в Башкирии – 2 вида. Кроме пчелы-плотника, есть еще и предпочитающая более тёплые местообитания, и более мелкая размерами, пчела-плотник фиолетовая. В заповеднике она пока не найдена. Внешний вид у плотника и вправду тропический – яркий, запоминающийся. Сверкание крыльев обусловлено напылением синих чешуек, которые к концу жизни могут совсем облететь, и тогда крылья становятся коричневыми и прозрачными. Увидев ксилокопу в первый раз в детстве, в городе, я была просто ошарашена. Насекомое мне показалось сказочным созданием с волшебными, сверкающими, как у колибри, крыльями. Неудивительно, что встретила я пчелу плотника за нашим домом. Ведь вокруг городских многоэтажек в те времена было множество деревянных жилых домов, а с ними рядом и всяких, в том числе и ветхих, построек – сарайчиков, гаражей, бань. Помните, как называется наша пчела? Плотником. А плотник – это мастер по дереву. И наша ксилокопа – настоящий мастер своего дела.
Из чего состоит жизнь одиночной пчелы, конкретнее – пчелы-плотника? Здесь главная роль отводится самкам. Трутни, как и у медоносных пчёл и шмелей, нужны только для оплодотворения. Самкам нужно спариться с трутнями, построить гнездо, отложить яйца, охранять кладку и затем погибнуть. «Ксилос» в переводе с латыни – дерево. Самка ксилокопы своими мощными челюстями вгрызается в сухую мёртвую древесину и прогрызает длинные, до 30 – 40 сантиметров, уходящие от горизонтали вниз, тоннели. При этом получившуюся стружку ей приходится постоянно выталкивать наружу задними ногами. Построив тоннель (правильнее – гнездовую камеру), ксилокопе нужно отложить туда яйца. Но сначала – слетать за цветочной пыльцой. Благодаря своим пищевым предпочтениям, эта крупная пчела является эффективным опылителем множества видов цветковых растений. Для личинок она готовит «медовый хлебец» – этакую подушечку, которую формирует из обножки, добавляя немного нектара. Взрослые насекомые питаются только нектаром. Для переноса обножки у самок ксилокоп на голенях задних ног есть, как и у рабочих особей медоносных пчёл, корзинка – расширенная площадка с зубчиками по краю. На дно гнездовой камеры пчела-плотник укладывает хлебец, на него – яйцо. А затем древесной пробкой из уплотнённой стружки запечатывает ячейку. Потом процесс повторяется. Всего, по данным исследователей, таких ячеек в гнездовой камере бывает до 9 штук. Снаружи вся камера также запечатывается. Вероятно, самка закладывает за весенне-летний сезон несколько гнездовых камер (полностью этот процесс никто не наблюдал). А было бы интересно, установив на теле пчелы микрокамеру или радиомаячок, проследить за всей её недолгой жизнью.
В южных регионах нашей страны в конце лета вылетевшие из коконов молодые пчёлы-плотники (в строгом порядке – сначала вылетает особь из внешней, позже всего заложенной ячейки, и это – самка) спариваются. Зимуют оплодотворённые самки, а трутни погибают. В нашем регионе, с суровыми зимами, личинки не торопятся быстро развиваться, и зимуют в коконах. И только весной вылетают. По многолетним данным (за 31 год наблюдений), в регионе заповедника пчёлы-плотники появляются в среднем 24 апреля, когда достаточно прогреется воздух и появляются первоцветы. Каждый самец выбирает себе территорию, которую охраняет от посягательств других самцов. Спаривание происходит в мае-июне, в тёплую ясную погоду. И нередко – в воздухе, как у медоносных пчёл. Самки активны почти до конца сентября. Их можно увидеть кормящимися на цветах или кружащимися возле старых деревянных построек, где они строят гнёзда. Вероятно, до конца своей жизни самки охраняют гнёзда. С наступлением заморозков ксилокопы погибают.
Эта гармоничная, строго обусловленная инстинктами, жизнь пчёл-плотников далеко не безоблачна. Не зря полезное и украшающее природу насекомое было занесено в Красные книги России и Башкортостана. Пишу «было», потому что из новой редакции Красной книги России, готовящейся к изданию, пчела - плотник исключена. Вероятно, составители сочли, что вид благоденствует? Это совсем не так. Но отдельное спасибо составителям последнего издания Красной книги Башкортостана (2014), которые сочли нужным оставить ксилокопу в республиканской Красной книге. На сайтах по пчеловодству вы нередко увидите описание пчелы плотника с пометкой, как вредного для пчеловодства насекомого. Ксилокопу нередко можно увидеть на пасеках, в том числе и в заповеднике. Мёд она не ворует – не позволяют слишком крупные размеры тела, чтобы пролезть в леток. Но может пробуравить стенку улья, чтобы построить гнездо. Соседство медоносных пчёл её нисколько не смущает. В заповеднике пчела-плотник как-то построила гнездо в стенке колоды, висящей на дереве. Но это исключение, тем более что этих насекомых никогда не бывает много. На пасеку, и то только при выкачке мёда, могут залететь на запах несколько пчёл. Привлекают их и старые деревянные строения. В окрестностях заповедника, в населённых пунктах, весной можно часто встретить одновременно несколько особей, штурмующих стены домов и сараев. Несомненно, что озабоченные сохранением собственности некоторые граждане их убивают. Конечно, можно обрабатывать химическими средствами стены построек и ульи. Но человеку-то проще просто уничтожить этих насекомых.
Печально, что пчёлы-плотники крайне привязаны к населённым пунктам, где находят места для гнездования и питание на цветах, которые так любят выращивать сельские жительницы. С одной стороны, здесь их убивают, с другой – ксилокопы находят всё, что им нужно для жизни. В дикой природе весной таких мест, «где готов и стол, и дом», немного. Ведь нужно, чтобы цветущие растения были близко от мест гнездования. Отправляясь на территорию заповедника, шансов встретить хотя бы одного плотника, близки к нулю. Их можно найти только в местах компактного цветения излюбленных ксилокопами видов растений. Тяжёлые пчёлы - плотники, имея еще и длинные хоботки, могут питаться только на больших закрытых цветках определённых семейств травянистых растений. Они опыляют несколько десятков видов из двух десятков семейств. Мы их наблюдали в природе в основном на сложноцветных (васильке сибирском, васильке шероховатом, синеголовнике), бобовых (горошке тонколистном, карагане кустарниковой), гвоздичных (мыльнянке лекарственной). Опыляют они и нашу редкую орхидею – ятрышник мужской. В предпочтениях кормовых растений ксилокопы в известной мере конкуренты шмелям. Но с бурзянской пчелой за пищевые ресурсы не борются – и по причине низкой численности, и по кормовым предпочтениям (плотники не кормятся на липе и дягиле).
Их полёт стремителен, пчела-плотник может развивать скорость до 20 км/час, и наблюдать за ними нелегко. Но всё же подсчитать численность возможно. Даже на обширных полянах плотность ксилокопы низкая. В среднем в заповеднике за последние 3 года она составила 3,12 особей на гектар. На заповедной территории площадью 225 квадратных километров, по нашим подсчётам, обитает не более 2 тысяч этих насекомых. И эта цифра весьма сомнительна, в реальности она гораздо ниже. На больших полянах, в разгар цветения разнотравья, на ленточных учётах, можно встретить не более 2-3 особей, а чаще всего – только одну. А в лесу, где очень много сухих и усыхающих толстых деревьев и можно построить гнездо, встречи с ксилокопами совсем редки.
Пчёлы-плотники часто становятся «заложниками» человека, поселяясь рядом с ним. С уничтожением ветхих деревянных построек исчезают и эти красивые полезные насекомые. Вот и в моём родном городе я их никогда больше не видела. Отрицательно влияют на пчёл-плотников и глобальные изменения климата. Изначально тропический род, предпочитающий тёплый климат без резких перепадов температур, он страдает от внезапных похолоданий и слишком высоких, выше +30 градусов, летних температур. Нередко после нескольких дней сильной летней жары мы находили погибших ксилокоп. Сильные зимние оттепели неблагоприятно влияют на многих насекомых, как и крепкие морозы. Несколько тёплых дней в середине зимы способны заставить личинок выйти из оцепенения и завершить метаморфоз. После этого, с наступлением морозов, насекомые неизбежно погибнут. Подобное воздействие зимних оттепелей уже описано для некоторых бабочек, в том числе и редких. Есть в потеплении климата и свои плюсы: пчела-плотник начала расширять свой ареал обитания, но только на запад. Так она появилась в Великобритании. В России же глобальные изменения климата для неё в целом неблагоприятны. Строить для пчелы-плотника искусственные жилища сложно, она крайне капризна в выборе мест гнездования. А вот деревянные постройки, которые человек делает для своих нужд, для неё привлекательны. Остаётся только надеяться, что это насекомое приспособится к изменяющимся природным условиям, а люди будут к ней милосердны. Они ведь тоже меняются со временем.
Хотя и тепло в конце сентября, моя пчела-плотник в цветке неподвижна. Крылья свежие, без облупленных синих чешуек, волоски на теле не стёрты. Как будто и не было целого весенне-летнего сезона активной деятельности. Но концы усиков обломаны. Так как она не кормится и очень вялая, то, вероятно, скоро погибнет. Жаль, что умирает красота. Но таковы законы природы.
Фото автора и Л.Подрядовой