Раз в пятидневку на феномаршруте мы наблюдаем за сезонным развитием растений. Дело привычное, действуешь почти на автомате. Но на этот раз на опушке за брюки зацепились личиночная оболочка (экзувий) и новорождённая горная цикада – репродуктивная особь (имаго). Желтовато-зелёная, с не обсохшими крыльями, очень хрупкая, я её пристроила на куст, завершить превращение. На березе обнаружились вышедшие ранее тёмноокрашенные цикады. У певчих цикад «музыкальный центр» находится на брюшке, монотонный звон привлекает самок, так же, как это обстоит у певчих птиц.
На валеже осины решил попозировать усач рагий чернопятнистый. Старый знакомый: на студенческой практике мы решили, что его латинское название Rhagium mordax – рагиум мордакс – вполне годится для ругательства. Жук живописный, брутальный, питается на множестве древесных пород.
На двух пробных площадях стараюсь ускориться и быть незаметнее: в уреме у ручья только что поселилась и запела камышовка-барсучок, на границе горно-степной площадки на земле гнездится лесной конёк. Не хочется их тревожить: они у себя дома, а мы – в гостях.