Однажды, приехав на полевые работы на реку Нугуш не в обычные сроки, в середине июля, а в начале августа, я обратила внимание на необычный цветок, растущий по его берегам в компании орхидей – дремлика болотного и кокушника комариного. Вспомнила, что видела его в книге и называется это растение белозором.
Так оно и оказалось, это был белозор болотный – Parnassia palustris (Linneus). Карл Линней, который первым дал ему родовое и видовое название – парнассия, вероятно был очарован красотой цветка. Ведь он дал ему название в честь Парнаса – священной горы древних греков, в греческой мифологии являющимся местом обитания бога Аполлона и муз, покровителей искусств.
Интересно, что в нашем заповеднике обитают еще два существа с Парнаса – это красивейшая бабочка аполлон (Parnassius apollo) и довольно невзрачная мнемозина (Parnassius mnemosyne), однако приходящаяся блистательному богу родственницей. Всё тот же Линней, давший им родовое и видовые названия, несомненно был любителем прекрасного.
Белозор красив и необычен. Не зря его любят в Европе, особенно Западной, где он украшает гербы графств Великобритании. Белозору британцы посвящали в 19 веке даже стихи! Использовали его и в народной медицине. Некоторые любители выращивают это растение в садах. Не зря его видовое название – болотный, в Башкирии это единственный представитель рода, любитель прохладных и сырых мест. А так как республика наша на юге Урала, то белозор обитает чаще там, где прохладнее и влажнее – в северных районах, по сырым лугам и болотам. У нас, на юге Башкирии, где нет болот, он освоил влажные берега горных рек. Я не встречала это растение по берегам реки Белой на юге заповедника, не зря белозор обитает только в его северных кварталах – по узкой береговой линии Нугуша, среди вечно мокрых и холодных валунов и галечника.
Взгляните на его цветок – чудо совершенства и результат тысячелетнего, если не многомиллионного, эволюционного отбора. Конечно, природа его создала не для того, чтобы мы им любовались, или использовали для своих бытовых нужд. Всё его строение служит одной цели – продлению рода путём успешного опыления насекомыми и завязывания семян. Цветок белый, полусферической формы. Он, как рефлектор, направляет солнечное тепло в центр, где расположены органы размножения. Белые цветки бывают у растений, цветущих в аномальных условиях – резком перепаде температур, холоде и влажности. Для начала августа в долине реки Нугуш эти явления считаются нормой. Белый цвет привлекает двукрылых насекомых, и белозор опыляется именно мухами, конкретно – сирфидами, или журчалками. Так как механизм опыления этого растения хорошо изучен, известны и типичные его опылители – украшенная шароноска (Sphaerophoria scripta), которая питается пыльцой, и писклявая булавоножка (Syritta pipiens), прилетающая к цветку за нектаром. Кстати, описал этих маленьких мух (длина тела около сантиметра) всё тот же вездесущий Линней. Фауна сирфид нашего заповедника не изучена, но эти виды обитают в Башкортостане, поэтому, скорее всего, наш цветок опыляют именно они. На лепестках цветка хорошо заметны полупрозрачные жилки, которые, возможно, являются тепловыми (отражающими инфракрасные лучи) участками, которые указывают насекомым источник нектара.
У цветка белозора имеются приспособления для перекрёстного (осуществляемого с помощью насекомых) опыления: дихогамия (неодновременное созревание в цветках пыльников и рылец) и мимикрия (подражание). В центре цветка имеется пестик, обрамлённый тычинками. А на периферии расположены жёлтые, похожие на капельки мёда, стаминодии (желёзки). Это не что иное, как приманка для насекомых. Они содержат совсем мало нектара, и (на человеческий нюх) слабо пахнут, но являются главным привлекающим элементом. У раскрывшегося цветка сначала (в течение 5-6 дней) развиваются тычинки. Сначала они все собраны над завязью, прикрывая её от насекомых. Это нужно для того, чтобы мухи не опылили рыльце цветка его же пыльцой. Затем, по одной в день, тычинки отгибаются к краям цветка и через сутки опадают. Прилетевшее насекомое, привлечённое яркими желёзками – стаминодиями, бродит по периферии цветка, и неизбежно пачкается в пыльце отогнутых тычинок. А двигаясь к центру цветка по стаминодиям, оно попадает на прикрывающую пестик тычинку, которая уже треснула и покрыта пыльцой. Если муха подлетела к цветку сверху, она также наткнётся на верхнюю, уже созревшую тычинку, которая прикрывает рыльце пестика. И в этом случае насекомое испачкается в пыльце. На седьмой день, когда все тычинки опали, начинается развитие рыльца. Теперь прилетевшее насекомое неизбежно сядет на него, и если на его теле есть прилипшие пыльцевые зёрна с другого цветка, произойдёт перекрёстное опыление. Таким образом, белозор устроен для приема посетителей как «через двери», так и «через окна», что намного увеличивает успех опыления. И распространяет он свой слабый приятный аромат только под лучами солнца, когда активны насекомые, а с наступлением вечера запах исчезает, что тоже является проявлением его энтомофильности.
На реке Нугуш нам встретились цветки на разных стадиях развития, что эволюционно закреплено для эффективного перекрёстного опыления. На первом фото наш белозор находится на стадии отгибания созревшей третьей тычинки, то есть цветок развивается примерно третий день, на втором фото – цветки на третий и пятый день. На третьем фото – седьмой день, все тычинки опали, начинается развитие рыльца. Любопытно, что даже развивающиеся рядом, в одинаковых условиях и из одной дернины цветки развиваются не одновременно, что хорошо видно на фото. В положенное время завязь превратится в одногнездные коробочки, раскрывающиеся четырьмя створками. Семена у белозора болотного крошечные и многочисленные, с тонкой оболочкой. Высыпаясь, они легко разносятся ветром и водой. Растение ядовито, и это приспособление, защищающее его от поедания насекомыми и позвоночными животными. Так что белозор выбирает, с кем дружить, а кого остерегаться. Вот такая сложная жизнь у этого растения, впрочем, как и у любого живого существа на нашей планете.
Фото автора
И с сайтов faunarb.info, macroid.ru (фото насекомых)