Вы даже не представляете, какой урон могут нанести медведи заповеднику, который занимается сохранением аборигенной популяции темных лесных пчел. Хозяин леса тот еще сладкоежка и ему очень нравится самый сладкий и полезный бортевой мед. Само название зверя об этом говорит. Сластена завелся в квартале 43. Вот что рассказал начальник сектора бортевого пчеловодства Мансур Азикаев: «В конце лета у Халила Рысбаева, госинспектора-бортевика (многие наши госинспектора по совместительству занимаются бортевым пчеловодством в своих обходах, чем вносят особенный вклад в сохранение дикой пчелы) имелись 6 жилищ с пчелами. В период с 26 августа по 1 сентября медведь разорил 3 колоды и одну борть. Его даже не остановили «ежики» (доски с набтыми острыми гвоздями), установленные со всех сторон бортевого дерева». В заповеднике сейчас нельзя вынужденно отстреливать косолапого. А то, что он уничтожает семьи бортевых пчел, для сохранения которых и создан заповедник – это всего лишь естественный процесс.
По опыту знаем, что медведи-бортевики свою новую профессию не забывают никогда – безудержно будут разорять борти, колоды и ульи. Год назад такой специалист завелся у пасеки в музейно-экскурсионном комплексе. Он открывал ульи, доставал соторамки и съедал мед. Разорил много ульев. Его не останавливали включенные на ночь радио, горящие лампочки и присутствие в нескольких сотнях метрах людей. Зверь «работал» даже днем на виду у экскурсантов.
До того, когда медведи отправятся в спячку, они успеют нанести еще много урона. Ведь у каждого бортевого дерева невозможно выставить круглосуточную охрану, на автономную светозвуковую сигнализацию умные звери через 4-6 дней перестают реагировать.
Подобных специалистов в среде медведей бывает не более 5%. Раньше ущерб от них быстро пресекался вынужденным отстрелом, который Минприроды России разрешало.