4-6 декабря состоялись плановые маршрутные учёты охотпромысловых животных на заповедной территории. Результаты будут известны, когда мы получим и обработаем абрисы, а пока – маршрутные впечатления со второго в этом году (первый был проведён в начале 2018 года) зимнего учёта.
В лесу тихо, пасмурно и совсем не слышно птиц. За весь маршрут длиной 8 километров мы услышали только дятла, да пролетающего ворона. Сейчас самые короткие дни, и у птиц – затишье. Зато следов животных предостаточно. Снега в начале зимы выпало немного, максимальная высота на маршруте № 5 составила 30-40 сантиметров. Достижение 30-сантиметровой высоты снежного покрова служит сигналом к началу миграции лосей. Повсюду на хребте Аккашка, где проходит пятый маршрут, мы наблюдали следы перемещающихся лосей. Здесь их прошло немного, 5-7 особей. Перевалила через хребет и небольшая группа косуль из 4 особей, среди них самка с первогодком. С наступившими изменениями климата и малоснежьем к нам из лесостепи всё чаще приходят косули.
Наблюдается депрессия микромаммалий, поэтому их следов не видно. Для многих хищников зимой мыши, полёвки и бурозубки – основная пища, поэтому встречаем следы ласки, нырнувшей под валежник и напрасно рыщущей по всему хребту куницы. Мышей – нет как нет. Поэтому плохо придётся в лесу и зимующим совам: неясытям, филину, воробьиному сычу. На вершине хребта который уже год усыхает дубняк. Конечно, причиной стало изменение климата, которое у нас характеризуется иссушением. Усыхание начинается с верхушки дерева, которая легко отламывается от сильного ветра или мокрого снега. Поэтому все дубы здесь (особенно на краю южного склона, где наиболее сухо) с отломанными верхушками и много уже высохших деревьев, с причудливыми дуплами, выдолбленными дятлами. Усыхающий лес – рай для пернатых-дуплогнездников (дятлов, синиц, мухоловок, пищухи, поползня, горихвостки, клинтуха, сов). Всегда есть место для гнезда, и пищи много: в сухих деревьях полно личинок насекомых, а в дуплах взрослые насекомые могут и зимовать. И уже оттуда их достают птицы и животные, например, куница, ловко лазящая по деревьям.
Наземные хищники – реальная угроза зимой для тетеревиных птиц – глухаря, тетерева и рябчика. Ведь тетеревиные предпочитают проводить долгую зимнюю ночь и наиболее морозные дни под снегом, где гораздо теплее, чем на его поверхности. Взгляните на фото, как рябчик ловко нырнул в снег, пробежал под его толщей и угнездился в лунке. Ну а утром избавился от содержимого кишечника и благополучно вылетел. И его не заметила пробегавшая недалеко куница – повезло рябчику! А массивному тяжёлому глухарю такого снежного слоя на склоне хребта маловато, чтобы переночевать. Он попытался нырнуть в снег на ночёвку, но не смог. Придётся лететь выше, на хребет, там снега побольше. Но в любом случае тетеревиные птицы избегают ночёвок в густом лесу, предпочитая редколесья. Там легче избежать опасности. Хищника слышно далеко, и взлететь из под снега проще, в случае чего.
В этом году мало следов зайца, обычно многочисленных. Вероятно, наступило время спада численности. Популяции всех без исключения животных развиваются циклично. И этот процесс до сих пор во многом – загадка для учёных. А следов лисицы как обычно, мало. На пройденном нами маршруте наследило не более двух особей. Интересно, как там, на других маршрутах? Об этом нам скоро поведают абрисы, которые заполнят затиральщики и учётчики.
Фото автора