Как «построена» наука в заповеднике «Шульган-Таш»?

Что касается бессистемности исследований в заповеднике «Шульган-Таш», на что указывает Башкультнаследие, то это не совсем так. Система есть, но сфера научных интересов очень широка. Согласно государственному заданию, учреждение работает по 8 научным темам, из которых 3 посвящены экологии аборигенной бурзянской бортевой пчелы, и двум фронтальным научно-практическим мероприятиям: НПМ № 1. Бортевое пчеловодство и содержание пасек. Координация работы в биосферном резервате «Башкирский Урал»; НПМ № 2. Охрана, исследование, регламентированное использование пещеры Шульган-Таш (Каповой) в научно-познавательных целях. Как видите, исследование гидросети спелеосистемы Каповой пещеры вполне вписывается в рамки второго мероприятия.

Центральная переходящая научная тема, общая для всех заповедников России – «Наблюдение явлений и процессов в природном комплексе заповедника и их изучение по программе «Летописи природы» – включает в себя разделы: «Территория», «Пробные и учетные площади, ключевые участки, постоянные и временные маршруты», «Рельеф, геология, карст», «Почвы», «Погода», «Воды», «Флора и растительность», «Фауна и животное население», «Календарь природы», «Состояние заповедного режима. Влияние антропогенных  факторов  на природу заповедника», «Научные исследования», «Охранная зона», «Эколого-просветительская деятельность». В связи с этой деятельностью персонал учреждения проводит экологический мониторинг более чем по 4500 параметрам, в нём участвует не только научный отдел, в котором 7,25 штатных единиц, но и персонал отделов пчеловодства, охраны, некоторые специалисты других подразделений. От всех поступает первичный научный материал: комплексная фенологическая анкета, карточки разовых наблюдений, материалы массовых учетов. Сведения поступают в электронные базы данных, охватывающие период заповедания с 1958 г. и до сего дня.

Широта научных задач заповедников делает желательными и ценными исследования сторонних специалистов на ООПТ. Например, среди энтомологов принята узкая специализация – в пределах семейства. Может ли единственный зоолог заповедника охватить всё? И нереально каждый заповедник обеспечить специалистами по водорослям, мхам, лишайникам, а изучать природные комплексы без выявления их флоры и фауны невозможно. Специалиста, который в Башкортостане мог бы подтвердить определения грибов, в республике нет вовсе. И как быть? Сотрудничать с научно-исследовательскими организациями страны, предоставляя им полигон для исследований!

 Научный сотрудник заповедника должен быть специалистом в своей сфере. У нас 4 сотрудника имеют учёные степени и ещё 4 готовят диссертации. Но он должен быть и натуралистом-универсалом: знать типичные и редкие виды, фиксировать и анализировать природные явления в их динамике. Так, мы в заповеднике проводим 27 видов учётных работ.

По указанным выше причинам в заповедниках России приветствуются исследования природных комплексов и явлений разными специалистами, с использованием ими собственного оборудования и финансовых средств.

Прямо предписывается проведение студенческих практик по близкой заповедникам тематике при серьёзном научном руководстве как содействие повышению квалификации будущих специалистов.

Значимый результат могут дать даже школьные экспедиции, так, под руководством квалифицированных исследователей школьники Эколого-биологического центра «Крестовский остров» (Санкт-Петербург) и Биологического кружка Юных исследователей природы при Звенигородской биостанции МГУ внесли большой вклад в изучение беспозвоночных гидробионтов, лишайников, грибов заповедника.

Для сторонних исследователей есть непререкаемые условия: наличие пропуска на ООПТ, выдача которого невозможна без представления личных данных, предварительное доведение методики работ, соблюдение заповедного режима, запрет на массовые сборы растений и животных, запрет на изъятие редких видов, соблюдение техники безопасности, что прямо отвечает интересам членов экспедиции, и, наконец, составление краткого отчёта по окончании работ и полного – после обработки полевого материала, в виде рукописи или публикации. Эти условия выполняют все, только вот специалисты подведомственных учреждений Башкультнаследия в последние полтора года решили выпасть из этого правила.

 

Автор статьи

Сайфуллина Наиля Марксовна

Заместитель директора по научной работе, кандидат биологических наук.
Образование высшее, специальность – биология, охрана природы.
Окончила
Казанский государственный университет в 1982 г.
Работает в заповеднике с 1988 г.

Другие новости