Завершается второй месяц лета – у сотрудников природного заповедника «Шульган-Таш» расписан каждый день. Государственные инспекторы и научные сотрудники много времени проводят в лесу – ученые выполняют важные научные наблюдения, кому-то выпала честь им в этом помогать.
Наиля Марксовна Сайфуллина – заместитель директора по научной работе, кандидат биологических наук. Работает в «Шульган-Таше» более 30 лет. «Увлекалась орнитологией, этой теме была посвящена и дипломная работа. Но в заповедник «Шульган-Таш» требовался фенолог, так я, неожиданно для себя, стала ботаником», – с искренней улыбкой и со светящимися глазами рассказывает она мне о начале своего трудового пути в Башкирии. А я сегодня с эрудированной коллегой вышла на феномаршрут – будем наблюдать, как проходят изменения растений на фенологических площадках. Все эти данные, которые фиксируются через каждые 3-4 дня, войдут в «Летопись природы». Солнце грело все жарче и встреч с объектами живой природы становилось все больше. Моя коллега фиксировала и пение птиц, успевала определять фенофазу растений, фотографировала и изучала обильно появившихся в этом году грибов. «Это – говорушка. В последние годы мне стали интересны грибы. Стараюсь их определять и записывать, ведь микологией в заповеднике еще усердно никто не занимался», разъясняет Наиля Марксовна. По пути в «Сосняк» (так называется очередная площадка) нас сопровождает пение теньковки. «Зря ты здесь поселилась, тебе в сосняке ведь совсем не место», – разговаривает ботаник «Шульган-Таша» с володушкой золотистой. – «Здесь каждый год были бутоны у липы, в этом году их нет. И рябина не цвела. Но все же здесь тепло – вон, смотри, появились плоды у фиалки удивительной». В «Осиннике» меня поймала неожиданная мысль – ни разу не видела колокольчика крапиволистного со столь огромными листьями!
«Многие виды растений в этом году не цвели – не хватало тепла», – сообщает чуть разочарованным тоном моя спутница. Что поделаешь – несколько лет стояла аномальная жара, это тоже плохо. Она нехорошо сказалась на природе Бурзянского края. В последние 12 лет река Белая так обмелела, что жители даже были напуганы, а экологи стали бить тревогу об экологической катастрофе.
На площадке «Широколиственный лес» наблюдали беду леса последних двух лет – нашествие непарного шелкопряда. Они съели осину, перебрались на сныть. По дороге к следующим площадкам нас сопровождают игриво порхающие бабочки. «В этом году я не видела аполлона (не древнегреческого бога, а редкую краснокнижную бабочку. Продолжается кукование кукушки, скорее всего, они откладывают яйца во второй раз)», – говорит Наиля Марксовна. Этот день запомнится мне встречей чины Литвинова с цветами-альбиносами. Для растительности заповедника «Шульган-Таш» чина Литвинова – фоновый вид.
Большее время мы провели на площадках ЛЭП и «Сенокосный луг». В этих местах трава выросла в человеческий рост, что можно было бы и в прятки поиграть. Двухметровая чина Литвинова с мощным стеблем опиралась на молодую сосну и придавала ей нарядность. Посетив еще две площадки, мы собрались домой – в контору заповедника и протекающую своим ходом в суетную разнообразную деревенскую жизнь. Пчелы собирали нектар и пыльцу, пели птицы и кузнечики, растения разноцветным одеялом покрывали почву, порхали бабочки – лето в разгаре – в природе все идет своим чередом.