Заповедник «Шульган-Таш» ищет волонтера! Да непростого, а очень необычного – это должен быть человек, который не боится пчел, любит их и хочет изучать. Ему надо будет жить в гармонии с природой на кордоне заповедника «Кашаля».
Кто нам требуется?
Для пчелиного заповедника нужен мужчина, имеющий хотя бы небольшие навыки и умения пчеловода, либо упорно стремящийся к этому. Он должен любить природу – ведь в 18-30 км от Кашали нет населенных пунктов. Наш волонтер не должен боятся физического труда – в предлагаемых условиях ему придется работать с ульями, косить траву, колоть дрова, участвовать в учетах.
Заповедник в свою очередь гарантирует, после летнего сезона Вы станете настоящим пчеловодом, отработав несколько месяцев помощником пчеловода. Не бойтесь оказаться в глуши совсем без удобств – в информационно-сервисном центре «Кашаля» есть спутниковая связь, телевизор, Интернет, хороший новый дом для проживания, баня, в 50 метрах течет живописная горная река Нугуш, по которой сплавляются многочисленные туристы. Опустевший хутор Кашаля – это рай на Земле, о котором уже написана книга. Ах, да, хозяин нынешней Кашали молодой энергичный башкир Танатар (госинспектор заповедника) станет Вашим наставником и другом. Волонтеру мы предлагаем бесплатное питание и проживание, сплавы, экскурсии по музейно-экскурсионному комплексу. И не только. В год к нам обращаются более 10 раз с просьбой обучить бортничеству и наши бортевики организуют платные мастер-классы в течение недели. Если вы станете нашим волонтером, навыки бортевика освоите бесплатно, узнаете все тонкости работы. Вас научат всему от изготовления колоды (борти), её оснащения до заселения роями и отбора эксклюзивного бортевого мёда.
Мы ждем ваши заявки. Поторопитесь, нам нужны один, максимум два таких волонтера, а желающих обычно намного больше. Заявки с резюме принимаем по электронной почте: mnkos@mail.ru, можно обращаться по телефону (34755)3 37 21 к директору заповедника Михаилу Николаевичу Косареву.
Для более детального представления предлагаем ознакомиться с впечатлениями Станислава Андриенко – пчеловода-любителя из Белорусии, который теперь смело может называть себя бортевиком, возрождающим этот забытый у себя на родине промысел.
«Южный Урал! Башкирия!..
Сплав по горной реке Нугуш по направлению в некогда забытый хутор Кашаля (сейчас это опорный информационно-сервисный пункт биосферного резервата «Башкирский Урал») после посещения Каповой пещеры, овеянной легендами и былью, стал следующим этапом моего путешествия в нетронутый живописный уголок этого сказочной красоты края.
Величественные цепи гор древнего Урала, вершины которых покрыты массивом-ковром реликтовых лесов. Извивы глубоко врезанных петель речных долин, журчание ручьев, подпитывающих реки. Завораживающие голоса птиц, чистый воздух, пропитанный ароматами цветущих зарослей черемухи – все это создавало атмосферу внутреннего комфорта и душевного равновесия, состояние безмятежности, покоя, в котором на мгновение так и хотелось растворится, став его частью.
На всем протяжении пути моим гидом и сопровождающим была молодая милая девушка, инструктор по туризму заповедника «Шульган–Таш» и национального парка «Башкирия» – Диля Нурмухаметова.
Мое путешествие в Республику Башкортостан – это воплощение очередной мечты, связанной с внутренним состоянием души, порывом и тягой к изучению традиций и культуры этого славного народа, корни которых уходят глубоко в века. А ведь когда-то и у нас традиции из поколений в поколения по крупицам передавались нам от наших дедов и прадедов, неся в себе целомудрие и чистоту помыслов. И среди всех прочих ремесел, секретами которых предки владели, только здесь сохранился этот полузабытый промысел, который по праву можно назвать визитной карточкой Башкортостана – бортничество.
Именно здесь, в его западных предгорьях горно-лесной области Южного Урала, в Бурзянском районе, расположен государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» – своего рода оазис, где на специально отведенной особо охраняемой территории сберегается популяция местной темной лесной пчелы среднерусской породы – бурзянская бортевая пчела, без сохранения которой будут утрачены и все традиции, с ней связанные. Здесь же можно увидеть и живых носителей этого уникального мастерства – бортевиков.
Мне повезло, я нахожусь в самом «сердце» мирового бортевого пчеловодства! За эту возможность я очень признателен директору заповедника Михаилу Николаевичу Косареву. Его усилия и неоценимый вклад в сохранение чистоты генофонда популяции бурзянской бортевой пчелы и бортничества, как традиции народного промысла, стали для меня символом веры и истинным счастьем, воодушевляющим оказать всевозможную помощь и внести свой небольшой вклад в общее полезное дело. Селекция пчел, их интенсивное использование и бесконтрольный ввоз (преимущественно южных пород), без учета утвержденного плана породного районирования, в регионы с иными природно-климатическими условиями, привели к тому, что во многих регионах России и странах СНГ произошла и происходит бессистемная метизация пчел. К сожалению, рыночные отношения, отсутствие четкой законодательной базы и порой несознательное отношение самих пчеловодов неотвратимо ведут к истощению генофонда аборигенных пород пчел и их местной популяции, ставя их под угрозу исчезновения.
Сложившаяся ситуация дает повод задуматься и осознать последствия исчезновения редкой «реликтовой» бурзянской бортевой пчелы, которая сегодня еще сохраняет генетическую чистоту, населяя этот уникальный живописный уголок планеты Земля, название которому «Шульган-Таш».
Будучи специалистом в области лесного хозяйства и истинным ценителем традиций бортевого (лесного) пчеловодства, я готов сделать все возможное, чтобы эта пчела стала достоянием не только башкирского народа, но и «жужжала» в лесах Беларуси, дополняя красоту и чистоту ее сосновых боров и дубрав, заливных лугов и полей, наполняя их гармонией жизни.»