Научная сенсация: в пещере Шульган-Таш открыты ранее не замеченные рисунки

Очередное открытие произошло в пещере Шульган-Таш. В Зале Знаков и Хаоса выявлены ранее не замеченные геометрические фигуры и даже целое панно знаков.

В частности, были распознаны несколько трапеций «с ушками» и разные треугольники. Раскрыть еще одну тайну памятника культуры помогло современное оборудование, которое стоит на вооружении в республиканском Историко-культурном музее-заповеднике «Пещера Шульган-Таш».

Специалисты музея-заповедника для исследования выбрали несколько участков стен, где расположены неясные пятна охры. Для выявления рисунка были сделаны тысячи фотографий, которые затем были загружены на компьютер и обработаны специальной программой. На одном из участков под названием «Щель» Зала Хаоса было сделано 1600 фотографий, для обработки которых компьютеру понадобилось два дня. В итоге была создана трехмерная модель «Щели» в очень высоком качестве, которая показала, где какое изображение находится. Метод фотограмметрии выявил, что все рисунки, которые есть в Щели, образуют панно. Знаки здесь сходятся веером в направлении антропоморфа и тянутся к знаку перевернутой трапеции, которая называется «хижина Бадера».

Также программа показала, что рисунок, известный как «парные линии», оказывается, не что иное, как стандартное для пещеры Шульган-Таш, но уникальное для наскальной живописи изображение трапеции. Ранее специалисты, изучающие пещеру, высказывали такое предположение с осторожностью. Похожая трапеция есть и на Восточном панно, и на панно «Лошади и знаки». Для идентификации двух трапеций на северной стене Зала Знаков хватило 600 фотографий. Все наблюдения были сделаны в ходе плановой инвентаризации состояния сохранности изображений.

Как пояснил заместитель директора ИКМЗ «Пещера Шульган-Таш» Николай Григорьев, инвентаризация была начата с Зала Знаков, поскольку здесь очень много пятен, не поддающихся интерпретации.

– Чтобы сохранять рисунки и отслеживать их состояние, сначала необходимо понять конфигурацию пятен и определить площадь, которую они занимают на стенах. Старых фотографий много, но они сделаны с разных углов и разным разрешением. Использовать их тяжело. Поэтому начали составлять собственную базу, внедрили новую систему индексации, где каждому рисунку присвоен шифр, содержащий сведения о его локализации. К тому же каждое изображение теперь привязано к системе координат. Работа начинается с фотосъемки. Каждый участок стены, где есть наскальное изображение, снимаем заново уже современной техникой и создаем 3Д-модель. Для чего все делается? Например, в «Щели» невозможно отснять одной фотографией всю эту группу. Когда мы делаем трехмерную модель этой ниши, мы ее можем крутить на компьютере и видеть общую картину, фотографировать отдельные изображения виртуальной камерой. С помощью программы усиления цвета можем идентифицировать геометрический знак, уточнить степень его сохранности. Возможно, в ближайшем будущем сведем количество пятен, которые не распознаются, к минимуму, – говорит Николай Григорьев.

По его словам, в Шульган-Таш легко распознаваемых фигуративных изображений – всего 10-15 %. Остальное – не ясное сочетание геометрических фигур и пятен. В Зале Хаоса известны не менее 60 изображений, но четко понятные рисунки – это верблюд, верхняя лошадка, нижняя лошадка, две трапеции, «хижина Бадера», антропоморф и рыба. В Зале Знаков – изображений также около шести десятков, но хорошо читаются лишь изображения бизона и трех разных трапеций.

Этот зал также известен по археологическим раскопкам. Здесь была расположена древняя стоянка, относящаяся к периоду верхнего палеолита. Раскопки, проведенные В. Щелинским в 1982-1991 годах, затронули 68 квадратных метров. Здесь же найдена глыба с фрагментом рисунка мамонта. Также были обнаружены многочисленные кусочки охры, в том числе с истертыми концами, много каменных изделий, сколы известняка, очажные пятна. Как отмечает Н. Григорьев, люди разводили костры, рисовали, теряли украшения, но в пещере не жили, а приходили в Зал Знаков для совершения неких обрядов.

К цифровым методам при работе с наскальной живописью специалисты музея-заповедника обращаются не впервые. Фотограмметрия помогла исследователям и при подготовке досье номинации «Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш». Так, при оцифровке было получено ясное изображение бизона. Это Bison priscus (зубр).

Во время такой съемки удалось получить изображение участка, пострадавшего в ХХ веке от неудачной реставрации. Как пояснили в музее-заповеднике, предположив, что стена покрыта натеком кальцита, исследователи расчистили микрит до субстрата, в итоге был полностью утерян красочный слой. Все эти рисунки были покрыты копотью, затем граффити, их начали расчищать еще в 1961 году московские археологи.

В Шульган-Таш геометрических знаков может быть сотни. И каждый из них в ближайшем будущем, скорее всего, будет идентифицирован и введен в базу данных изображений Шульган-Таш. В музейном комплексе «Шульган-Таш» вскоре будет установлена высокопроизводительная компьютерная станция, на которой будет обрабатываться огромный объем информации, и результат будет еще качественней.

Оборудование, как отметили в музее-заповеднике, было закуплено по рекомендации Института археологии РАН г. Москвы и лаборатории RSSDA, которая занималась 3Д-сканированием пещеры Шульган-Таш. Специалисты ИКМЗ «Пещера Шульган-Таш» прошли практику в лаборатории RSSDA и теперь имеют необходимые компетенции для работы с объектами культурного наследия.

Сотрудники музея-заповедника фотограмметрию, съемку по всем рисункам будут повторять дважды в год. Этот пункт как обязательный отмечен в Плане управления.

Самое главное – работа по изучению и документированию рисунков пещеры ведется бесконтактным методом. Специалисты не прикасаются к поверхности стен пещеры, изготавливают копии поверхности с наскальной живописью и уже в камеральных условиях измеряют объемы изучаемой поверхности, распознают рисунки и знаки. На пещеру оказывается минимальное воздействие.

 

Автор:  https://www.bashinform.ru/news/culture/2022-03-22/nauchnaya-sensatsiya-… 

Другие новости