24 сентября 2021 года мы отправились в медовое приключение по заповеднику «Шульган-Таш», которое нам организовал директор учреждения Михаил Косарев.
От Бельского участкового лесничества на УАЗах по лесным дорогам мы поехали вглубь башкирского леса. Сама дорога – это уже приключение для жителя мегаполиса!
Вдали от цивилизации в девственном лесу в вековых соснах используются борти – специально изготовленные полости внутри дерева, или их аналоги в обрубках стволов – колоды.
Раньше таким способом наши предки добывали мед повсеместно, но сейчас эта традиция сохранилась только в Башкирии.
Бортничество – это промежуточная стадия между сбором меда диких пчел и современным пасечным пчеловодством. На Южном Урале это вид промысла зародился в начале нашей эры, не позднее V—VI веков.
Знания по устройству искусственных дупел и привлечению в них пчелиных семей с целью получения бортевого мёда накапливались веками. Пик этого промысла пришелся на XVIII век. Инструменты изготавливаются кустарным способом.
В наше время бортничество повсеместно вытеснено современными пасеками, они более технологичны, производительны и рентабельны для бизнеса, но у любой медали есть две стороны. Коммерческие пчеловоды активно используют антибиотики и химикаты, вмешиваются в генетику насекомых, подкармливают пчел искусственными добавками, сахаром. Все это сказывается на иммунитете пчел, качестве меда и имеет свои негативные последствия.
Бортевое пчеловодство Башкирии имеет свои плюсы: пчелы живут в условиях, максимально приближенным к природным. Пчеловод не трогает пчелиные семьи от момента заселения до сбора урожая, не обрабатывает пчел антибиотиками. Благодаря этому мед получается экологически чистым, без каких-либо химических канцерогенов. Выживают только здоровые, сильные пчелы, которые передают свои гены следующим поколениям, укрепляя генофонд бурзянской пчелы. Слабые семьи как правило не переживают суровые зимы.
Языки бортевого и дикого меда имеют неправильную форму, в отличие от меда из рамочного улья с прямоугольными рамками, так его можно отличить от обычного меда.
Башкирский бортевой мёд не производится большими промышленными партиями – это уникальный, эксклюзивный продукт для истинных ценителей. Процесс его производства трудоемкий, поэтому и цена выше. Но оно того стоит!
Дикие пчёлы сохранились на Южном Урале в государственном заповеднике «Шульган-Таш», заказнике «Алтын Солок» и национальном парке «Башкирия». Но их выживание под угрозой. Промышленные пчеловоды активно заводят в Россию пчел различных пород и их гибридов из южных регионов: карнику, карпатку, и других. Необдуманная деятельность человека ведет к метизации, смешиванию генофонда и уничтожению коренных видов пчел.
В этой же поездке мы посетили пасеку Вадима Сайфутдинова, и стали свидетелями сбора первого урожая его самой большой колодной пасеки. Это еще одна разновидность пчеловодства, когда колоды не подвешиваются на дерево а просто ставятся на землю с целью упрощения обслуживания пчелиных семей. Мед в колодах по сути ни чем не отличается от меда из бортей, поскольку все принципы невмешательства в жизнь пчел сохранены.
Башкирия сама по себе невероятно красивая республика, в которой сохранились большие запасы липовых деревьев, так необходимых пчелам для медосбора.
До новых встреч, Башкортостан!
Юрий Журавель,
участник медового тура.
Фото автора.
https://www.y-zhuravel.ru/2021/09/27/medovyj-tur-respublika-bashkortost…