В нашей стране увековечивание памяти ученых, энтузиастов-экологов, государственных деятелей, внесших ощутимый вклад в охрану природы и заповедное дело, является традицией, история которой уходит на многие десятилетия. При этом наиболее яркой и значимой составляющей этой традиции является присвоение соответствующих имен особо охраняемым природным территориям.
Впервые в нашей стране практика присвоения имени выдающегося человека особо охраняемой природной территории стартовала 84 года назад, в 1935 года, когда Центрально-Чернозёмному государственному заповеднику в Курской области решением Правительства РСФСР присвоено имя профессора Василия Васильевича Алёхина – крупного геоботаника, флориста, фитоценолога, степеведа, основателя московской геоботанической школы, инициатора и идеолога создания Центрально-Чернозёмного заповедника. И тогда же, первый и последний раз, принято не имевшее дальнейших прецедентов решение – имя Алёхина было присвоено заповеднику при жизни Василия Васильевича – он покинул этот мир в 1946 году.
В 1936 году Мордовскому государственному заповеднику присвоено имя Петра Гермогеновича Смидовича – профессионального революционера, занимавшего в Советской России ответственные государственные должности (в том числе заместителя Председателя ВЦИК РСФСР), организатора и первого руководителя Комитета по заповедникам при Президиуме ВЦИК.
Да, конечно, тогда, в 1936 году этого решение в первую очередь отражало желание официально увековечить его память как старого большевика и соратника Ленина. Но сегодня, восемь десятилетий спустя, есть все основания утверждать, что проявленная Смидовичем инициатива по созданию Комитета по заповедникам имела историческое значения для заповедного дела в России. Не окажись в 1933 году этот человек – Пётр Гермогенович – в нужное время на нужном месте – вся история отечественного заповедного дела могла бы пойти по-другому, причём отнюдь не в позитивную сторону.
В 1970 году Лазовскому государственному заповеднику в Приморском крае присвоено имя его бывшего директора – Льва Георгиевича Капланова. Но Капланов известен отнюдь не только как директор заповедника. Это был выдающийся натуралист, знаменитый исследователь амурского тигра в Сихотэ-Алинском заповеднике, где он начинал эту работу, внеся огромный вклад в дело сохранения тигра на Дальнем Востоке.
Свои полевые работы Капланов осуществлял в тяжелейших условиях зимней труднодоступной тайги, иногда более 40 дней подряд проводя под открытым небом. А ведь Капланов был инвалидом, в 16 лет в результате несчастного случая на охоте он потерял глаз. Его старший наставник, профессор А.Н.Формозов вспоминал:
«Я часто потом удивлялся, что человек, получивший такое увечье, в одиночку совершает тяжелые и рискованные походы по тайге, месяцы и годы подвергаясь бесчисленным случайностям, и всегда выходит победителем из самых трудных испытаний».
Лев Капланов был убит на территории заповедника в стычке с браконьерами 13 мая 1943 года.
Вот мнение нашего известного териолога Е.Н.Матюшкина:
«Капланов был первом зоологом, дерзнувшим вступить на тигровую тропу с чисто исследовательскими целями, что позволило ему раскрыть прежде неизвестные стороны биологии вида. Его работа «Тигр в Сихотэ-Алине» долгое время не имела аналогов в мировой литературе. Еще важнее то обстоятельство, что он горячо отстаивал необходимость сохранения тигра и сумел убедить в этом многих; существующая по сей день и даже численно возросшая популяция амурского тигра в Сихотэ-Алине – лучший памятник его энтузиазму и самоотверженности».
В 1973 году принимается решение о присвоении Уссурийскому государственному заповеднику имени Владимира Леонтьевича Комарова -выдающегося отечественного ботаника, президента Академии наук СССР, президента Всесоюзного ботанического общества, инициатора создания в Приморье Супутинского заповедника (который ныне и называется Уссурийским).
Возглавляя же Академию наук Владимир Леонтьевич находил время и возможности проявлять заботу и обеспокоенность о системе заповедников страны. Вот строки из его обращения в адрес заместителя председателя Совнаркома СССР Булганина:
«Наши заповедники проходят трудный путь при недостаточном понимании или полной недооценке их пользы для страны и поэтому нуждаются в заботливой опеке и поддержке. Для этого я считаю, в первую очередь, необходимо издание общесоюзного положения о заповедниках и во вторую, — учреждение единого общесоюзного Управления по заповедникам».
В 1977 году Жигулёвскому заповеднику в нынешней Самарской области присваивается имя Ивана Ивановича Спрыгина - крупного ботаника, доктора биологических наук, профессора, подвижника заповедного дела, инициатора создания и первого директора Средневолжского заповедника.
В 1999 году федеральному заказнику «Сурский» в Ульяновской области присвоено имя Сергея Александровича Бутурлина – видного отечественного орнитолога и охотоведа, природоохранника, члена Комитета по заповедникам РСФСР, с детских лет связанного с Симбирской губернией.
В 2006 году распоряжением Правительства России Сихотэ-Алинскому биосферному заповеднику в Приморском крае присвоено имя Константина Георгиевич Абрамова - натуралиста, охотоведа, природоохранника, подвижника заповедного дела, выдающегося организатора и руководителя заповедников на юге Дальнего Востока, создателя Сихотэ-Алинского заповедника.
Это был последний случай, когда решение о присвоении имени заповеднику принималось распоряжением Правительства. В дальнейшем, с учётом позиции Аппарата Правительства России, такие решения стали оформляться приказом федерального органа власти, осуществляющего управление особо охраняемыми природными территориями.
В 2007 году Кавказскому биосферному заповеднику присвоено имя Христофора Георгиевича Шапошникова - зоолога, натуралиста, инициатора создания, организатора и первого директора Кавказского заповедника. Уместно вспомнить, что сам Христофор Георгиевич был в свое время оклеветан, уволен из заповедника, а в 1938 году арестован и расстрелян, с посмертной реабилитацией в 1956 году.
В 2009 году государственному природному заповеднику «Кологривский лес» в Костромской области присвоено имя Максима Григорьевича Синицына - зоолога, организатора и первого директора этого заповедника. Мне трудно писать об этом – Максим был моим другом, ушедшим в иной мир в 52 года.
Не было бы Максима – не было бы и заповедника «Кологривский лес», сохранившего в Костромской области уникальный массив коренных лесов южной тайги. Вопрос о создании этого заповедника прорабатывался с 1957 года, но безрезультатно, перекочевывая из одной программы в другую. И только невероятная целеустремленность и пробивная сила Максима Григорьевича позволила добиться успеха – в 2006 году заповедник был создан. А три года спустя, вскоре после кончины Максима – от сердечного приступа на школьном утреннике у сына, теплые слова о заповеднике имени Синицына на страницах Комсомольской правды разместил Василий Михайлович Песков.
В 2010 году Командорскому биосферному заповеднику присвоено имя Сергея Владимировича Маракова - талантливого учёного, биолога-охотоведу, зоолога, педагога, фотографу-анималисту, знаменитого исследователя и защитника природы Командорских островов.
В 2013 году Воронежскому биосферному заповеднику присваивается имя Василия Михайловича Пескова – легенды отечественной журналистики, выдающегося публициста, природоохранника до мозга костей, пропагандиста и защитника заповедного дела, неразрывно связанного с Воронежской землей, где по его завещанию и был развеян его прах.
В 2015 году подмосковному Приокско-Террасному биосферному заповеднику присвоено имя Михаила Александровича Заблоцкого - зоолога, внесшего значительный вклад в дело восстановления вольноживущих популяций зубра, основателя первого в СССР зубрового питомника на базе Приокско-Террасного заповедника.
2016 год был трагичен – 23 декабря после тяжёлой болезни ушёл из жизни Тихон Игоревич Шпиленок, директор Кроноцкого биосферного заповедника, признанный лидер Ассоциации директоров заповедников и национальных парков России, подвижник заповедного дела. Было ему 36 лет. Имя Тихона Игоревича 29 декабря того же года присвоено федеральному заказнику «Южно-Камчатский».
Заказник «Южно-Камчатский» - это чудо света, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь – крупнейшее нерестилище нерки в Евразии, крупнейшая охраняемая в России группировка бурого медведя, «родильные дома» антуров, ларг и каланов. Управление заказником и осуществляет Кроноцкий заповедник. Но на протяжении многих лет этот заказник был краем непуганых браконьеров. Масштабная заготовка красной икры под «крышей» криминальных группировок, незаконный отстрел медведей (шкура, желчь, лапы - дело прибыльное), ущербные «охранники» (что охраняем, то и имеем). И только с приходом в Кроноцкий заповедник Тихона Шпиленка ситуацию удалось не просто взять под контроль, а коренным образом изменить, сформировав фактически заново службу охраны и нанести мощный удар по браконьерству. Сегодня заказник «Южно-Камчатский» – царство медведей и белоплечих орланов, жемчужина познавательного туризма, визитная карточка федеральной системы особо охраняемых природных территорий.
В 2017 году, в год 100-летия создания Баргузинского заповедника, этому заповеднику было присвоено имя его организатора и первого директора – Константина Алексеевича Забелина, участника легендарной байкальской экспедиции под началом Г.Г.Доппельмайера, положившей началу и спасению баргузинского соболя, и созданию Баргузинского заповедника, и формированию современной заповедной системы России.
В том же году государственному природному заповеднику «Малая Сосьва» в Ханты-Мансийском округе присвоено имя Вадима Вадимовича Раевского - выдающегося зоолога и натуралиста, научного сотрудника Кондо-Сосвинского заповедника, скончавшегося в 1947 году в возрасте 38 лет.
В.В.Раевский испытал личную трагедию – арест жены. Жену расстреляли в 1937 году, но Раевский почему-то считал, что ей дали 10-лет без права переписки. И всё время ожидал её возвращения. Превознемогая личное горе он полностью ушёл в полевую работу. В.В.Раевский разработал оригинальные, не имевшие аналога, методики учета и мониторинга соболей. На протяжении нескольких лет, в том числе в годы войны (в армию его не брали в связи с прогрессирующим туберкулёзом) В.В.Раевский месяцами бродил на лыжах и пешком по соболиным следам, став опытным таежником и полевым зоологом высочайшей квалификации. Вот слова Ф.Р.Штильмарка, сказанные об этом замечательном человеке:
«Его книга «Жизнь Кондо-Сосвинского соболя», которую он успел подержать в руках перед смертью, до наших дней остается непревзойденным образцом экологических исследований в условиях заповедника».
В 2018 году Объединённой дирекции биосферного заповедника «Кедровая падь» и национального парка «Земля леопарда» присвоено имя Николая Николаевича Воронцова - выдающегося зоолога, вице-президента Всесоюзного териологического общества, председателя Госкомитета СССР по охране природы, министра природопользования и охраны окружающей среды СССР – первого в истории нашей страны министра данного профиля.
Инициатива присвоения этого имени принадлежало АНО «Дальневосточные леопарды» и поддержано российской национальной организацией Всемирного фонда дикой природы. Замечу, что придание имени Николая Николаевича именно Объединённой дирекции оказалось актуальным как никогда. Если сегодня в составе этой дирекции – заповедник «Кедровая падь», развитию которого Николай Николаевич в годы работы во Владивостоке уделял значительное внимание, то в ближайшее время туда добавится ещё и Уссурийский заповедник, территория которого в начале 70-х годов стараниями Воронцова была существенна расширена.
Замечу, что такая практика имеет место и в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения и соответствующие решения принимались органами исполнительной власти субъекта Федерации. Так, в 2003 году в Курганской области Сафакульевскому государственному заказнику присвоено имя братьев Касимовых - Халиуллы и Сайфуллы, штатного работника госохотнадзора и общественного охотинспектора, проявивших мужество и погибших при задержании браконьеров в декабре 2002 года.
В том же 2003 году постановлением правительства Свердловской области государственному заказнику «Юрмычский» присвоено имя А.В. Григорьева. Александр Григорьев – главный охотовед Камышловского района Свердловской области, убитый браконьерами также в декабре 2002 года.
В 2010 году государственному заказнику «Токинский» в Амурской области присвоено имя Григория Анисимовича Федосеева (1899 - 1968) - знаменитого писателя, геодезиста, натуралиста и путешественника: действия многих его произведений («Последний костер», «Злой дух Ямбуя», «В тисках Джугдыра») действия разворачиваются на территории нынешнего заказника.
В 2014 году природному парку «Кондинские озёра» в Ханты-Мансийском автономном округе присвоено имя Леонида Федоровича Сташкевича – природоохранника и профессионала заповедного дела, директора этого природного парка, а ранее – директора государственных природных заповедников «Малая Сосьва», «Остров Врангеля» и «Курильский».
В настоящее время завершается работа по созданию в Хабаровском крае государственного заказника "Тугурский" имени Александра Фёдоровича Миддендорфа - русского путешественника, географа, зоолога, ботаника и натуралиста, академика Санкт-Петербургской академии наук.
Представляется необходимым продолжать эту, почти вековую практику присвоения имён нашим заповедным территориям, тем более что и соответствующих территорий, и достойнейших кандидатов на увековечивание памяти, у нас более, чем достаточно.
В частности, было бы весьма актуальным присвоить Печеро-Илычскому заповеднику имя его проектанта - Франца Францевича Шиллингера, замечательного подвижника заповедного дела, организатора ряда отечественных заповедников, инициатора создания Комитета по заповедникам РСФСР и одного из его первых сотрудников, пасынка истории, арестованного по доносу в 1938 году и скончавшегося 5 лет спустя от пеллагры в лагере на Северном Урале.
Было бы правильным присвоить заповеднику «Шульган-Таш» в Башкортостане имя Александра Владимировича Рюмина – воина, прошедшего всю войну в полковой разведке, забытого биолога, как называют его некоторые мемуаристы. Зоолог, научный сотрудник Прибельского филиала Башкирского заповедника, открывший уникальную галерею наскальной живописи Каповой пещеры - одного из центров развития древнего человека на Южном Урале.
Но это открытие, сделанное 60 лет назад, по сути опровергало то, что тогда корифеями археологии считалось надежно доказанным и незыблемым: самостоятельная палеолитическая цивилизация развивалась на западе Европы – и нигде более. Рюмин подвергся травле и шельмованию, был уволен и из заповедника. Но сегодня Капова пещера и заповедник «Шульган-Таш» - национальный бренд и визитная карточка Башкортостана, привлекающая туда и ученых, и туристов со всего света. А Александр Владимирович Рюмин – общепризнан как первооткрыватель южно-уральского центра палеолитической культуры.
Заслуживают увековечивания такие фигуры, как Герман Михайлович Крепс - натуралист, ботаник и зоолог, инициатор создания и первый директор Лапландского заповедника.
Как Татьяна Ивановна Устинова – геолог, научный сотрудник Кроноцкого заповедника на Камчатке, первооткрыватель ныне всемирно известной Долины гейзеров.
Как Василий Никитович Макаров - многолетний заместитель председателя Комитета по заповедникам и Главного управления заповедников РСФСР, выдающийся практик заповедного дела.
Как Гордей Федорович Бромлей – выдающийся зоолог, основатель дальневосточной териологической школы, много лет отдавшей и работе в государственных заповедниках.
Как Олег Кириллович Гусев – охотовед и зоолог, писатель и журналист, инициатор создания Байкало-Ленского заповедника, известный защитник Байкала, многолетний главный редактор журнала «Охота и охотничьего хозяйства», ставшего при О.К.Гусеве также и рупором заповедного дела.
Стоит задуматься о присвоении Центрально-Лесному заповеднику имя Владимира Владимировича Станчинского, работавшего в этом заповеднике заместителем директора науке в 1936 – 1941 годах.
Но знаменит этот человек был отнюдь не только этим. В.В.Станчинский – выдающийся советский зоолог, один из основоположников отечественной экологической школы, ученый с мировым именем, «забытый гигант советской экологии» – так назвал его известный американский историк Д.Уинер. 29 июня 1941 года он арестован, приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей «за антисоветские высказывания и как социально-опасный элемент» и умер 8 месяцев спустя в Вологодской пересыльной тюрьме.
Хотелось бы одному из российских заповедников присвоить имя Александра Николаевича Формозова, ярчайшего ученого - эколога, зоолога и биогеографа, внёсшего огромный вклад в развитие заповедного дела в России.
Было бы справедливым таким же образом увековечить имя Алексея Владимировича Яблокова – замечательного биолога и выдающегося эколога и деятеля охраны природы.
Мне бы представлялось уместным назвать его именем национальный парк «Шантарские острова», акватория которого – место нагула гренландских китов. Это лишний раз бы символизировало и известный вклад Алексея Владимировича в дело изучения и сохранения китообразных.
Данный перечень можно продолжить... . А дальнейшее же развитие практики увековечивания памяти видных учёных и деятелей охраны природы путем присвоения их имён заповедникам и национальным паркам России стоит продолжить в самое ближайшее время. Да, конечно, этим достойным людям, закончившим свой земной путь, всё это не нужно. Но это нужно живущим сегодня, равно как и будущим поколениям.
Всеволод Степаницкий